Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента
Научная работа Научно-техническая база Геоинформационные ресурсы
Геология и полезные ископаемые Сибири Сибирская региональная стратиграфическая комиссия
Жизнь коллектива Пользовательское соглашение
ГЛАВНАЯ > notes
 

 Выставочный зал СНИИГГиМС

 

Заметки экскурсовода

Провожу экскурсию ребятишек из 3-го класса. Через какое-то время им тоже хочется рассказать хоть что-то о себе. Один мальчик говорит – А у нас дома камень есть!
- И как он называется?
- Не знаю.
А откуда?
- Не знаю.
- Но все равно, ты - молодец!
Он отходит очень довольный. Другой мальчик потихоньку дергает меня за рукав, не обращая внимания, что я в это время что-то рассказываю другим. Наконец я поворачиваюсь к нему – ну говори!
И он потихоньку, чтобы другие не услышали, говорит – а я – китаец!
 
***
 
В музее мама с дочкой, которой 3.5 годика. Спрашиваю у девочки – А ты знаешь, что такое геология, и чем геологи занимаются?
-Нет, - отвечает девочка. Начинаю рассказывать о полезных ископаемых и драгоценных камнях. В конце экскурсии спрашиваю – Ну что, когда вырастешь - геологом будешь?
- Да, буду! – улыбается и кивает кроха.
- Вместе будем драгоценные камни искать?
- Да, вместе будем!
 
 ***
 
После экскурсии класс прощается со мной. - Что нужно сказать? – спрашивает руководитель. - Спасибо! – недружным хором отвечают ребятишки. Одним из последних подходит мальчик лет десяти и, уверенно протягивая узкую ладошку, говорит: - До свидания. Приятно было познакомиться!
 
***
 
Во время экскурсии девочка лет семи спрашивает, а почему у камней такая форма. Я пытаюсь на доступном языке объяснить, что эти кристаллы состоят из атомов, которые в твердых веществах располагаются по определенным законам. Вот эти кристаллы флюорита растут  кубиками. А кристаллы кальцита образуют вот такие формы, которые называются ромбоэдрами и скаленоэдрами. И изучает все эти формы наука кристаллография.
- А в виде зверушек кристаллы бывают?
 
***
 
В музей пришла старшая группа детсада «Скворушка». Веселые, морозные, шумные снимают с себя яркие разноцветные куртки, стягивают вязаные шапочки. Одна девочка мимо своих воспитательниц пробирается ко мне – а штаны снимать нужно?
 
***
 
Рассказываю про мамонтов, – У них было всего четыре зуба, зато на протяжении жизни они 7 раз менялись. За день взрослый мамонт съедал около 100 кг травы и мелкого кустарника. А потом растаял ледник, условия жизни изменились и мамонты вымерли. И последний мамонт умер 5 тыс. лет назад на островах Новой Земли.
Один мальчик с явным раздражением – Это так давно было, а вы откуда все это знаете?
 
***
 
На макете буровой установки показываю, как добывают нефть, - Сначала бурится скважина, затем из нее с помощью вот таких насосов качают нефть. Добытую нефть заливают вот в эти баки, - показываю два бака на макете. Из-за спин проталкивается самый умный первоклашка – Ну заполнятся эти баки, а потом куда нефть девать?
У меня пятиминутный ступор!
 
***
 
Команда юных геологов через Новосибирск возвращается с геологической олимпиады. О посещении музея договорились заранее,  и поэтому я успел к экскурсии подготовиться.
 
Начал с презентации, в которой я младшим школьникам рассказываю о форме Земли, но с поправкой на более подготовленных слушателей. Сделав серьезное лицо, сообщаю, - По последним данным нашего института Земля имеет следующую форму. – Показываю картинку, где плоский диск лежит на спинах слонов, которые в свою очередь стоят на спине большой черепахи.
 

- Но в московском институте «ВНИГНИ» недавно предложили свою модель, - показываю диск на трех китах. Чувствую по реакции - что-то не так. Обычно  ребятишки начинают шуметь, переглядываться, улыбаться, и всегда найдется один, который крикнет – «Круглая»! Эти же ребята смотрят  умными глазами и продолжают внимательно слушать. Все серьезно, ни тени улыбки. Я по инерции рассказываю, что в некоторых других институтах, считают, что Земля накрыты круглым куполом, по поверхности которого ползают звезды и луна (Древний Вавилон). Реакция та же! Ничего не понимаю. Сразу перепрыгиваю на снимки Земли из космоса, а потом перехожу на искусственные изумруды. Дальше все как у людей. До сих пор ломаю голову – что же такое они там у себя в Узбекистане кушают, что такие необычно умные и серьезные?

 ***
Небольшая экскурсия первоклашек из семейной школы. Все им интересно. Много вопросов. Рассказывают о своих летних путешествиях. В конце подходит одна из самых активных – А у меня платье новое!
- Очень красивое!
- А внизу пришита полоска из кожи!
- Супер!
- Нет.  Вы пощупайте!  И задирает низ юбки почти до плеч.
Приходится потрогать кожаную полоску. Пытаюсь найти слово из  ее лексикона – Прикольно!
- Бабушка подарила! – с гордостью объявляет девочка.
И зачем ей музей, какая-то геология, когда у нее такое платье!
 
***
Частная школа, 4-й класс. Умненькие, любознательные ребятишки. Одна из девочек спрашивает – а чем лазурит от азурита отличается?
- Это разные минералы.
Чувствую, что ответ не удовлетворил. Продолжает внимательно смотреть через очки. Ну ладно, тогда слушай!
- Лазурит – это алюмосиликат, а азурит – гидрокарбонат меди. Образуются совершенно в разных условиях. Азурит, например, это обычно минерал зоны окисления медных месторождений.
- А Вы доступней рассказывать не умеете?
Вот и получил, что заслужил. Пытаюсь исправить ситуацию.
- Вы, ребята, приходите через несколько лет, когда будете знать что такое атомы, физику, химию.
Перед окончанием экскурсии девочка снова подходит ко мне. – Я сюда еще обязательно приду! И, видимо убедившись, что я слишком легкомысленно отношусь к ее обещанию, добавляет – я с мамой приду!
Еле удержался, чтобы не рассмеяться.
 
***

В музей обратилась женщина со следующим вопросом - Весной при уборке прошлогодней листвы на садовом участке они с мужем нашли шесть белых каменных яичек. Одно яйцо ее муж пытался разбить топором. Бил, бил и не разбил. Что это такое и откуда они взялись на участке?

Я ее попросил принести такое яичко для изучения. Через несколько дней она принесла мне три яйца со своего участка и два яйца поменьше размером с соседних садовых смежных участков.

Размер большого яйца по осям 31 х 23 мм. Прикинул плотность – 3.7 г/см3, явно не кварц.

Больше похоже на корунд. Отнес в аналитическую лабораторию на термику – кривые близки к корунду. Провели РФА – 42 % алюминия и чуть больше двух процентов кремний. Значит все-таки белый электрокорунд.

Но вопрос - откуда они (корундовые яички) взялись на садовом участке? Это еще не все! Позвонил завлаб аналитической лаборатории и поинтересовался успехами в расследовании. Оказывается у них одна из сотрудниц тоже весной на садовом участке такие яички  находила, а одно даже в мангале.

Я встретился с девушкой, забрал яичко для исследований и поинтересовался координатами участка. Оказывается между этими двумя участками как минимум 25 км (Золотая Горка и ОбьГЭС).

Вот такие интересные находки приносят в музей. Я над этим голову не ломаю – записал детали и забыл. После того, как осенью на охоте в тайге в 1.5 км от ближайшей лесной дороги нашел целый белый унитаз, я приобрел иммунитет от излишнего любопытства. Живу без таких проблем. Сон лучше. 
 

 

 

 
     
© СНИИГГиМС, 2007-2019. Все права зарегистрированы. | 630091, Новосибирск, ул. Красный пр, 67, тел. (383) 221-49-47, 221-49-80, факс 221-49-47