Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента
Научная работа Научно-техническая база Геоинформационные ресурсы
Геология и полезные ископаемые Сибири Сибирская региональная стратиграфическая комиссия
Жизнь коллектива Пользовательское соглашение
 
Expert-sibir.jpg

 
 
 
 
 
 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
«Эксперт Сибирь» №4-5 (240) / 09 февраля 2009, 00:00
 
ЗАКОНСЕРВИРОВАННОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ
 
Редакционная статья
 
Expert-sibir002.jpgНефтедобывающая отрасль, пожалуй, одной из первых ощутившая на себе удар мирового финансово-экономического кризиса и случившегося в связи с ним обвала цен на топливо, первой же и забила тревогу. Еще осенью прошлого года стало ясно, что прежних объемов выручки компаниям отрасли ждать не приходится, следовательно, для сохранения нефтедобычи в целом как стратегического энергетического преимущества всей страны нужны некие тактические шаги, завязанные на снижение издержек. Призыв был услышан государством — соответствующие контролирующие структуры выдали нефтедобытчикам разрешение на уменьшение объема финансирования геолого-разведочных работ (ГРР) в 2009 году до уровня не менее половины от суммы, затраченной ими в прошлом году.
 
Решение это абсолютно выгодное и приемлемое с точки зрения бизнеса. Но с позиций дальнейшего развития отрасли оно, безусловно, таит опасность снижения ресурсной базы нефтедобычи.
 
Масштабы ухудшения положения дел с геолого-разведочными работами пока трудно оценить. Как раз сейчас — время годовых отчетов компаний перед Роснедрами, в феврале они должны представить данные по объему разведки и добычи и планы на текущий год. Согласно предварительным оценкам, нефтяные компании, снижая свои издержки, временно вынуждены отказываться от полномасштабного изучения недр.
 
В этих условиях усиливается роль государства, которое, в отличие от компаний, от своего участия в проведении геолого-разведочных работ пока не отказывается. Кстати, как раз федеральному центру и есть прямой резон только увеличивать вложения в поиск и подготовку месторождений. Так, при финансировании ГРР в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия) из федерального бюджета в 2005–2008 годах в объеме 11 млрд рублей сумма полученных бюджетом в результате аукционов разовых платежей за пользование недрами составила 30,8 млрд рублей. То есть на каждый рубль вложенных в разведку недр средств государство уже сейчас получает около 3 рублей дохода.
 
Фронт работ весьма широк. В этом и последующие годы в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия) предусматривается распределить 139 участков. Но для подготовки сырьевой базы нефтегазодобычи необходимо выполнение значительных объемов геолого-разведочных работ, как за счет средств государственного бюджета, так и недропользователей.
 
Пока значительное количество перспективных лицензионных участков в указанном регионе слабо изучено сейсморазведкой и глубоким бурением. На их территории нет выявленных запасов и перспективных ресурсов нефти и газа. В связи с этим инвестиционная привлекательность территорий в настоящее время невысока.
 
Какие бы пути выхода из тяжелой ситуации сегодня не предлагались, надо помнить, что и добывающие компании, и государство, строившее бюджетное благополучие на основе денег, вырученных на мировом рынке от продажи сырья, оказались сегодня в одном положении. И исходя из этого следует и координировать шаги как бизнеса, так и государства.  
Например, специалисты Сибирского научно-исследовательского института геологии, геофизики и минерального сырья (СНИИГГиМС), участвовавшие в разработке Программы геологического изучения и предоставления в пользование месторождений углеводородного сырья Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия), полагают, что реализация последующих шагов по введению в эксплуатацию сырьевой базы региона требует разработки нового документа, координирующего все стадии изучения и комплексного освоения углеводородных ресурсов территории. Это необходимо сделать, чтобы учесть интересы государства, недропользователей, научных учреждений, финансовых структур.
Как ни странно, именно случившийся так некстати кризис в конце концов должен сыграть положительную роль для нефтегазового сектора. Возможно, государству придется наконец осознать, что необходимо более сбалансированное участие бизнеса и власти в разработке месторождений. Ясно, что только лишь стричь купоны с бизнеса уже не получится, учитывая тяжелую финансовую ситуацию. Значит — надо идти ему навстречу. Первые шаги к этому уже продемонстрированы, видимо, продолжение следует.
 
 
Expert-sibir.jpg
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
«Эксперт Сибирь» №4-5 (240) / 09 фев 2009, 00:00
 
ЭРА ГЕОЛОГИЧЕСКИХ ЗАКРЫТИЙ
 
Андрей Чернобылец
 
Мировой финансово-экономический кризис вносит коррективы в планы развития компаний нефтегазового сектора. Сокращение инвестиций прежде всего коснется геолого-разведочных работ. В будущем это может грозить падением объемов добычи углеводородов и сокращением ресурсной базы
Тезис о том, что сегодня добывающая промышленность проедает запасы, разведанные еще в советские времена, скоро может наполниться новым содержанием. Вспомним, как в начале 2000-х говорили о постоянном снижении объема буровых работ, происходившем по причине относительной обеспеченности компаний ресурсами на достаточно длительную перспективу. Действительно, тратить средства на геологоразведку в то время, как на нефтяных месторождениях эксплуатировались только наиболее продуктивные скважины, было бессмысленно с экономической точки зрения. Еще в 2004 году, по оценкам Министерства природных ресурсов, на геолого-разведочные работы (ГРР) было необходимо тратить ежегодно не менее 4 млрд долларов, чтобы обеспечить прирост запасов, сопоставимых с уровнем добычи. На деле эти расходы едва дотягивали до 25% от необходимого.
 
Рост мировых цен на сырье позволил как компаниям, так и государству закладывать большие суммы на геологоразведку. Практически в течение 2005–2007 годов темпы добычи и объем разведанных запасов сравнялись. Были также определены перспективные районы освоения новых месторождений, в частности, углеводородных — Восточная Сибирь и Дальний Восток.
 
Наполнить трубу
Особое внимание к ГРР по воспроизводству минерально-сырьевой базы углеводородного сырья Восточной Сибири связано прежде всего с началом строительства трубопроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) и обеспечением ее наполнения. Процессы геологического изучения недр на территории Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия), охватывающей зону ВСТО, прописаны в государственном документе — Программе геологического изучения и предоставления в пользование месторождений углеводородного сырья Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия). Эта программа, в свою очередь, является составной частью Долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья (2005–2010 годы и до 2020 года). Принятие этих программных документов, определивших параметры частного и государственного участия, позволило повысить интенсивность геолого-разведочных работ. Это относится как к работам, выполняемым за счет средств федерального бюджета, так и к выполняемым за счет собственных средств компаний.
 
Общие затраты федерального бюджета на воспроизводство минерально-сырьевой базы углеводородного сырья в 2005–2008 годах (по состоянию на 1 октября 2008 года) на территории Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) составили 11 млрд рублей. Основным направлением ГРР, производящихся за счет средств федерального бюджета, стали региональные геолого-геофизические работы, целью которых является локализация прогнозных ресурсов углеводородного сырья. На это было направлено почти 75% всех бюджетных средств. Объем финансирования работ по строительству параметрических скважин — 19%, тематических и научно-исследовательских работ — 6%.
 
Пока никаких корректировок в связи с экономической ситуацией в госпрограммы пополнения ресурсной базы для ВСТО не вносится. Но в 2009–2010 годах финансирование федеральных геолого-разведочных работ на территории Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) ожидается на уровне 5,3–5,4 млрд рублей ежегодно. Снижение темпов наращивания объемов работ за счет бюджета, как отмечают специалисты отрасли, связано в большей степени с исчерпанием возможностей геолого-разведочных компаний. На увеличение технического парка предприятий и, главное, подготовку специалистов необходимо время. Но отрицательное влияние мирового финансового и экономического кризиса в этом сегменте ГРР ожидается в меньшей степени.
 
Затраты компаний на геологическое изучение недр лицензионных участков в последние годы также значительно выросли, и за 2005–2008 годы (2008 год по состоянию на 1 октября) составили 35,3 млрд рублей. Объемы ГРР ежегодно увеличивались более чем в 1,5 раза. Большая часть средств за это время (52%) инвестирована компаниями, работающими на территории Красноярского края. Примерно по 24% вложено в геологическое изучение лицензионных участков в Иркутской области и в Республике Саха (Якутия).
 
Зона особого госвнимания
По всем признакам финансирование приоритетных государственных проектов в этом году не снизится. Соответственно, будут найдены средства и на ГРР на месторождениях, входящих в зону ВСТО. Также в 2009 году кризис мало коснется, благодаря благоприятной ценовой конъюнктуре, и государственных добывающих компаний газового сектора.
Например, о большом объеме работ по геологическому изучению недр, запланированных на 2009 год, заявлено в компании «Востокгазпром» (дочка «Газпрома»). Здесь предстоит выполнить подсчет запасов по Казанскому, Рыбальному и Мыльджинскому месторождениям, подготовить проекты на строительство разведочных и поисковых скважин, а также провести пробную эксплуатацию Останинского, Мирного, Пинджинского, Рыбального месторождений (Томская область). Суммарные затраты компании на ГРР в 2008 году составили около 1 млрд рублей. По итогам разведочного бурения планируется прирастить более 10 млн тонн условного топлива. В минувшем году ОАО «Востокгазпром» и ОАО «Томскгазпром» (дочернее общество «Востокгазпрома») пробурено девять поисково-разведочных скважин с суммарной проходкой 24,4 км. В 2009 году, согласно плану разведочного бурения, на Казанском месторождении будет пробурено 5,8 км, также проведутся сейсморазведочные работы в объеме 700 пг км на Чкаловском лицензионном участке. В дальнейшем компания не собирается снижать темпов ГРР и добычи. В мае 2009 года планируется ввести в эксплуатацию Казанское месторождение, причем это, говорят в компании, лишь промежуточный этап, за которым последует реализация мощной программы доразведки месторождения. В 2010 году будет введено в эксплуатацию Северо-Останинское нефтяное месторождение, в 2011 году — Останинское и Мирное, в 2012-м — Рыбальное и Пинджинское месторождения. «Сегодня для «Газпрома» актуальна проблема восполнения запасов углеводородного сырья, — отмечает заместитель председателя правления ОАО «Газпром», председатель совета директоров ОАО «Востокгазпром» Михаил Середа. — Прирост запасов будет осуществляться в том числе за счет малых и средних месторождений, на которых работает «Востокгазпром», которые обладают более сложной геологической структурой и экономикой извлечения запасов».
В то же время неблагоприятная конъюнктура на мировых рынках заставляет снижать темпы ГРР нефтедобытчиков. Российские нефтяные компании обсудили с Минприроды и Роснедрами возможность сокращения ГРР из-за мирового финансового кризиса. Государственные структуры дали понять, что не будут отзывать лицензии у компаний, обеспечивших финансирование на уровне не менее половины от 2008 года. Таким образом, официально нефтяникам было разрешено снизить объемы финансирования ГРР вдвое.
 
Частный интерес
Российские компании не преминули воспользоваться послаблениями, предложенными государством. Они уже объявили о существенном сокращении инвестиций на 2009 год, и одним из первоочередных направлений сокращения инвестиций станут ГРР, в то время как капитальные вложения в проекты по расширению и интенсификации добычи нефти на новых и существующих месторождениях останутся практически в полном объеме.
 
«Основной целью частного бизнеса является максимизация прибыли, которую можно осуществить прежде всего за счет свертывания геолого-разведочных работ, потому что деятельность в этом направлении не приносит сиюминутной прибыли, а направлена на подготовку ресурсно-сырьевой базы завтрашнего дня, — анализирует ситуацию старший научный сотрудник Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука, кандидат экономических наук Леонтий Эдер. — Опасность этого процесса заключается в том, что через несколько лет добыча нефти в России может быть не обеспечена соответствующим количеством запасов, подготовленных к эксплуатации».
 
По данным Минприроды РФ, объем финансирования ГРР на углеводороды (нефть, газ) за счет средств недропользователей в 2007 году составил около 130 млрд рублей. Такая же сумма была запланирована и на 2008 год. Затраты «Газпром нефти» в 2007 году — 3,9 млрд рублей, в 2008 году — около 5 млрд рублей, ТНК-ВР израсходовала на ГРР в 2007 году около 7 млрд рублей, в 2008-м — около 9 млрд рублей.
 
Но, в связи с вышеуказанными причинами, в нынешнем году объем финансирования геолого-разведочных работ может сократиться и составить в целом около 80 млрд рублей. О снижении объема инвестиций в геологоразведку в 2009 году уже объявили крупнейшие вертикально интегрированные компании России в нефтегазовой сфере. В конце прошлого года «Газпром нефть» (75,7% которой принадлежит «Газпрому») заявила о сокращении финансирования геологоразведки в 2009 году до уровня не менее 50% от объемов прошлого года. Такие же заявления сделали ТНК-ВР, «Роснефть», «ЛУКОЙЛ».
 
Череда этих событий заставила более 30 российских сервисных геолого-разведочных компаний написать обращение главе правительства Владимиру Путину, в котором они призывают государство поддержать рынок геолого-разведочных услуг. Их предложения — сохранить расходы на ГРР в докризисных объемах, обязать частные компании в случае получения госкредитов тратить эти деньги на геологоразведку, а также восстановить отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Со своей стороны руководители нефтедобывающих компаний не скрывают, что будут продолжать сотрудничество с теми сервисными геолого-разведочными организациями, которые «приведут цены на свои услуги в соответствие с рыночной конъюнктурой».
 
Действительно, в последние годы стоимость геолого-разведочных работ в Восточной Сибири выросла более чем в полтора раза, а по некоторым видам работ — более чем в два раза. Что в большей степени и было обусловлено действием рыночных отношений. Принятие и реализация государственных программ по геологическому изучению Восточной Сибири, с одной стороны, начало строительства трубопровода ВСТО и связанный с этим повышенный интерес компаний к ресурсам прилегающей территории — с другой привели к значительным инвестиционным вливаниям в ГРР на этой территории. «Геолого-разведочные предприятия не способны так быстро наращивать свои возможности, как того требует ситуация. И дело не в том, что не хватает технических возможностей — оборудование и технику можно приобрести, а не хватает специалистов необходимой квалификации, — отмечает руководитель отделения экономики минерального сырья и информационных технологий Сибирского научно-исследовательского института геологии, геофизики и минерального сырья, доктор экономических наук Александр Герт. — На их подготовку требуется не один год. Особенно это справедливо в отношении представителей геолого-геофизических специальностей. Здесь даже перевод специалистов из других районов, например, из Западной Сибири в Восточную, не решает проблемы. Нужны знание геологического строения территории и практический опыт».
 
Перспективы ГРР
В силу сезонности геолого-разведочных работ негативные кризисные тенденции еще не успели сказаться на итогах 2008 года (дело в том, что договоры на проведение полевых работ заключаются в начале года). Именно в настоящее время идет заслушивание компаний-недропользователей о результатах ГРР в 2008 году и планах на 2009-й. Но, хоть в связи с этим подводить какие-то итоги пока рано, сделать прогнозы на будущее уже можно.
 
«С учетом мирового финансового и экономического кризиса ожидается снижение активности недропользователей в выполнении геолого-разведочных работ. Это относится и к четвертому кварталу 2008 года, и особенно существенно скажется на результатах 2009 года, — считает Александр Герт. — На это влияет целый ряд факторов. Недостаток свободных финансовых средств не позволяет компаниям заключать договоры с геолого-разведочными предприятиями. А те, в свою очередь, не имеют возможности своевременно подготовиться к полевым работам».
 
Снижение объемов ГРР станет для нефтедобычи фактором, безусловно, негативным. Особенно его дестабилизирующее влияние можно спрогнозировать в долгосрочной перспективе, ведь при все большем истощении запасов инвестировать в ГРР нужно, и чем больше, тем лучше. Сокращение вдвое объемов финансирования может свести на нет усилия по поддержанию ресурсной базы и объемов добычи на существующем уровне.
 
Тем не менее волна сокращения ГРР по Сибири прокатится, и в основном по традиционным регионам добычи, где лицензии были выданы давно и где четко не были прописаны объемы и сроки геолого-разведочных работ. На этих территориях компании смогут откладывать дорогостоящие мероприятия, не опасаясь послед­ствий со стороны контролирующего органа — Роснедр.
 
Те же лицензионные участки, которые были распределены относительно недавно, в том числе в Восточной Сибири, содержат конкретные ежегодные объемы сейсмики и бурения, которые недропользователь обязан произвести. За ненадлежащее исполнение этих обязательств он рискует лишиться лицензии. К тому же освоение нефтегазового потенциала Восточной Сибири является одним из стратегических проектов в нефтегазовой сфере, который находится под особым вниманием Правительства РФ. «Руководство Минприроды России уже неоднократно высказывало недовольство темпами работ на участках в Восточной Сибири, более того, выразило решимость наказывать особо медлительных недропользователей, — говорит Леонтий Эдер. — На мой взгляд, геологический контроль по уже выданным лицензиям должен осуществляться по принципу — количество существенных нарушений соглашений равно количеству отзывов лицензий».
 
С другой стороны, в связи с падением мировых цен на нефть и кризисом ликвидности со стороны недропользователей все меньше интереса к новым, еще не распределенным лицензионным участкам в перспективных регионах. Даже льготы по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при освоении Восточной Сибири и континентального шельфа не компенсируют недостаточно высокую рентабельность и сложности с освоением лицензионных участков Восточной Сибири. К примеру, Кийский и Ромашихинский, выставленные в Иркутской области в 2008 году, в последний момент лишились покупателей — «Роснефть» и «Сургутнефтегаз» отозвали свои заявки с аукциона, желания же одной Иркутской
нефтяной компании для организации торгов недостаточно.
 
Найти стимул
Все говорит о том, что в сложившихся экономических условиях не обойтись без специального стимулирования добывающих компаний по выполнению ГРР. «Стимулирование компаний по выполнению геолого-разведочных работ просто необходимо, так как процесс подготовки месторождений к промышленному освоению достаточно длителен сам по себе и его не стоит затягивать, — говорит Александр Герт. — Стимулирование должно проводиться как экономическими, так и правовыми рычагами. Под экономическими имеются в виду дифференцированное снижение ставок по платежам за пользование недрами, другие налоговые преференции. Под правовыми методами стимулирования подразумевается обязательное выполнение минимального объема ГРР, обусловленного принятыми лицензионными обязательствами. Для отдаленных и труднодоступных участков можно предусмотреть более длительный период геологического изучения».
 
Но вместе с тем существует и ряд законодательных ограничений, которые сегодня препятствуют развитию геолого-разведочных работ в России. Поправки к закону «О недрах» и новый закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» изначально задумывались для регулирования иностранных инвестиций в наиболее крупные предприятия и проекты. Однако в результате частные компании, в которых определенная доля принадлежит иностранцам, или контролируемые российскими владельцами через офшоры, оказались приравненными к иностранным. Согласно поправке в закон «О недрах», если результатом поисковых работ «иностранцев» станет открытие стратегического месторождения (с запасами свыше 70 млн тонн нефти или 50 млрд куб. м газа), то государство вправе, руководствуясь интересами национальной безопасности, изъять лицензию у первооткрывателя и передать ее одной из госкомпаний. По существу, это требование означает запрет на участие в поисках углеводородов как иностранных, так и многих российских структур, если иностранцам принадлежит в них хоть один процент долевого участия. В тексте поправки не содержится указания на долю участия иностранцев в активе, что повышает неопределенность в этой ситуации.
 
Если эти законодательные препоны еще как-то оставались незаметными на общем благоприятном фоне в период роста цен на энергоносители, сегодня проблемы обнажились ясно и недвусмысленно. По мнению ученых Сибирского научно-исследовательского института геологии, геофизики и минерального сырья, в целом, если рассматривать структуру проведения геолого-разведочных работ, то на начальном этапе освоения слабоизученной территории государство должно взять на себя осуществление региональных ГРР и, в случае подтверждения нефтегазоносности региона и выявления геологических структур, провести лицензирование участков. В дальнейшем недропользователь обязан провести доразведку лицензионного участка, постановку на баланс выявленных запасов и подготовить эти запасы к эксплуатации. На этом этапе государство берет на себя контролирующие функции. Основным механизмом государственного регулирования геолого-разведочных работ на уже выданных лицензиях является контроль за выполнением лицензионных соглашений, где прописано количество ГРР, которые необходимо провести на лицензионном участке. В противном случае государство может отозвать лицензию у недропользователя — эта процедура зафиксирована в соответствующих законодательных актах.
© СНИИГГиМС, 2007-2019. Все права зарегистрированы. | 630091, Новосибирск, ул. Красный пр, 67, тел. (383) 221-49-47, 221-49-80, факс 221-49-47